Дмитрий Быков. Трикстер как культурный герой - 2018


Дата: 29.05.2019 04:58:56 Просмотров: 102349 Длительность: 01:45:31
Поделиться:

Категории: Наука и техника
Дмитрий Быков. Трикстер как культурный герой - 2018

Ответы на вопросы и рассуждения о трикстере/трикстерстве в программе "Один" за 2018 год.

0:00 - Рассказ Бендера о Вечном жиде - пародия на "Легенду о Великом инквизиторе": у Достоевского в наше время Христа бы арестовали, у Ильфа и Петрова Вечный жид не вечен в СССР, где уже ничего не свято. Бендер погибает подобно Агасферу, но в конечном счете воскресает и уподобляется Христу
1:45 - Зороастр, Будда и Лао Цзы, по Дм. Быкову, не трикстеры - противоречие с 1:37:17 - они вне Христа и нравственный посыл у них другой. "Заратустра" же Ницше христологичен и поэтому - трикстер. Аналогичны в своей неаутентичности и христологичности ницшеанским: Сиддхартха и персонажи "Паломничества в страну Востока" Гессе, персонажи индийских сказок Киплинга. Жанры "Евангелий" и "Махабхараты" разные. В "Гильгамеше" же мотивы еще слишком зачаточны для трикстерского романа
4:22 - У Стругацких трикстеров нет в силу их чрезмерной серьезности, а в научной фантастике вообще их полно, напр., у Шекли. Трикстеры в политике: Трамп - трикстер подобен Уленшпигелю и сам просится в роман, Навальный в сегодняшней стихии балагана (где герой типа Рюи Блаза уже невозможен) чрезмерно трагичен (подобен оружейнику Просперо), Жириновский мог бы быть трикстером, но слишком агрессивен и пошл, Березовский в своей амбиции освободителя слишком серьезен (подобно Курбскому или Троцкому), у Охлобыстина есть потенции трикстера. Но трикстера сейчас нет ни в России, ни в мире. Время же требует подлинного трикстера-тролля, подобного Бене Крику или Гамлету, и таковой бы поднял колоссальный хайп.
12:30 - Трикстерский роман одесситов (культ формы и культурная среда - плутовская мораль и тотальная ирония) был подготовлен московским и петербургским романом. Особенная роль - Куприна (вор в "Обиде", шулер в "Ученике"), Олеши (Иван Бабичев в "Зависти"), Эренбурга ("Хуренито"). Итог - Ильф и Петров. Воланда со свитой Булгаков сознательно стилизовал под Бендера с аналогичным окружением, хотя с противоположным знаком: отличие модернистского и классического взглядов.
28:32 - "Мельмот Скиталец" Метьюрина - готический роман о роковой обреченности невиновного (в отличие от Агасфера) героя как чистой персонификации времени/судьбы без личных черт, которые не играют никакой роли в перспективе вечности. "Эликсиры сатаны" Гофмана, "Рукопись, найденная в Сарагосе" Потоцкого, "Грозовой перевал" Бронте, "Возрождение" С. Кинга, "Трудно быть богом" Стругацких.
31:22 - Сверхзадача трикстера: несение света в темные времена как морального прогресса, смягчение жестокости мира.
31:54 - Бродячие сюжеты как носители амбивалентного смысла (в зависимости от контекста, например, музыка может спасти и погубить): Дон Жуан, гамельнский крысолов, Казанова.
37:36 - Функция провокатора: роль Иуды в Евангелиях, Снейпа (Снегга) в "Гарри Поттере" не предопределена, не обязательна для миссии трикстера (успех которой зависит лишь от свободного выбора людей). Провокаторы в начале XX в.: Азеф, Распутин, Карамора как самые интересные персонажи литературы.
41:09 - Ап. Павел как параллель Телемаха, Гамлета и Фауста.
42:18 - Пары отрицательных персонажей: более наглого и более робкого, триады. Их пародийная функция.
43:47 - Распутин в "Мужике" Гумилева, у Радзинского и Пикуля: посредник между властью и народом, жулик, случайно вознесенный обстоятельствами.
46:23 - Функция провокатора: главный манипулятор людьми, двойной агент, разведчик, стоящий над враждующими сторонами (Азеф у Белого, Карамора и Самгин у Горького, Иуда у Леонида Андреева, провокатор у Савинкова, Варавва у Лагерквиста, Юрия Давыдова). Все бессильны перед ним, а у него самого нет моральных тормозов. Провокатор становится символом эпохи - отсюда мания поиска шпионов и предателей. Человек-пустота модерна: Посторонний Камю. Провокаторы наших дней в спецслужбах. Моральная дилемма в "Аватаре". Снейп в "Гарри Поттере". Человек модерна - это всегда двойной агент, и модерн легитимизирует провокатора. Путин как Волан-де-Морт, Навальный как Гарри Поттер, условный Кириенко или Сурков как Снейп. Модерн упразднил дихотомии, в том числе чистое добро и чистое зло с их фанатиками и вывел на сцену провокатора как главного героя.
1:00:09 - Черты/функции героя-провокатора в эпоху "завета культуры":
- рядом с ним не может быть женщины, как и с трикстером
- драматический конфликт старого и нового не может быть разрешен без него как тайного агента
- привлекательность для массовой культуры его непредсказуемостью: герои Джонни Дэппа (никто не может предугадать, что выкинет Джек Воробей в следующую секунду) в противоположность плоским персонажам
1:03:11 - Фигуры трикстера-идиота-святого у Достоевского: Зосима, Алеша, Мышкин.
1:04:15 - Параллели "Страшной мести" и "Портрета" Гоголя с "Эликсирами сатаны" и "Майоратом "Гофмана: черты готического романа (роковая тайна, преследование, родовое проклятье с разрешением в финале), как и у Метьюрина. "Штос" Лермонтова.

Похожие видео:

Написать комментарий




Комментарии

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.